1926/1927-1930/1932
После переезда в Узбекистан из Сибири В.Н. Гуляева, одного из организаторов общества «Новая Сибирь», в Ташкенте создается новая художественная группировка «Мастера Нового Востока». Она объединяет как бывших сибирских жителей (в частности, М.И. Курзина, ставшего вместе с Гуляевым одним из ее организаторов), так и ранее осевших в Ташкенте художников. В деятельности группировки участвуют А.Н. Волков, В.Н. Гуляев, М.И. Курзин, В.П. Маркова, А.В. Николаев (Усто Мумин), С.А. Мальт, В.Л. Рождественский, П.О. Рябчиков, Н.С. Туркестанский и И.И. Икрамов, а также житель Казахстана М.З. Гайдукевич, прошедший, как Курзин и Гуляев, через работу на строительстве Трансибирской магистрали. В.И. Уфимцев и Е.Л. Коровай формально к группировке не принадлежали, хотя и разделяли ее творческие установки.
Созданная в противовес АХРу и объединившая художников, исповедующих свободное экспериментаторство на стыке разных художественных направлений (экспессионизм, футуризм, примитивизм) и поиски нового «национального стиля», группировка все же сохранила в качестве главной цели АХРовскую формулировку «воплощение посредством искусства современных революционных идей» и «продвижение искусства в широкую трудовую массу». Более, того, многие художники, включая Волкова и Николаева, участвовали в выставках АХРР – организации противоположных идейно-живописных установок, которую чаще всего вопринимали как выставочное объединение. «Мастера Нового Востока» смогли провести две выставки и обе в 1929 г.: одна из них состоялась в Ташкенте, а другая – в Новосибирске, включив в себя 120 живописных и графических произведений пяти авторов – Курзина, Гуляева, Волкова, Гайдукевича, Мальта.
В 1930 «Мастера нового Востока» объединились с самаркандской Ассоциацией работников изобразительного искусства (АРИЗО), образовав автономный филиал под руководством М.И.Курзина.
Группировка ликвидирована Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».
Источник:
Римма Еремян, «Мастера Нового Востока, как часть мирового художественного процесса» // Sanat, 01/07/2005, Выпуск №3-4.